13.02.2014
Выбирает выпускник
Спрос на кадры огромный, но молодых смущает цена вопроса
Призывы к школьникам «Приходите к нам учиться!» давно пора отправлять в архив, системе профориентации нужны другие подходы, считает директор Рязанского технологического колледжа Николай Баранов. В своем учебном заведении он собрал за «круглым столом» представителей региональных министерств, работодателей и выпускников колледжа, чтобы изучить кадровую проблему в легкой промышленности региона со всех сторон.
Рязанский технологический колледж, возникший в результате слияния трех учебных заведений среднего профессионального образования полтора года назад, остается единственной кузницей кадров для швейной отрасли в Рязани. Здесь удалось обновить парк швейных машин, сохранить опытных преподавателей. В этом году на отделении модельеров-конструкторов дипломы получат 15 девушек. Работодатели караулят их чуть ли не на проходной колледжа. «Мне нужно семь швей, сразу выдам подъемные!» – зазывала выпускниц директор фирмы «Стиляга» Людмила Филиппова. Оживление среди них вызвали и предложения от ООО «Фирма Ока-Сервис «Военное ателье», где шьют военную форму, ожидается увеличение заказов, а клиенты для девушек очень интересные и перспективные – сплошь бравые ребята.
Словом, выбор вакансий есть. Опрос работодателей позволил министерствам составить прогноз потребности региональной экономики в кадрах на долгосрочную перспективу. Выяснилось, что для швейных малых и средних предприятий требуется порядка 80-100 специалистов ежегодно, одних только ателье по пошиву и ремонту одежды открывается в год около трех десятков. В прошлом году в базе центра занятости было свыше 600 вакансий швей, и только 80 обратились за содействием в трудоустройстве.
Нарушение баланса спроса и предложения объясняется, как всегда, просто: по данным службы занятости, швейные фирмы предлагали зарплату в 7-10 тысяч рублей. Кроме взрыва возмущения, сия цифра не оставляет больше никаких эмоций. Причина низкой рентабельности большинства фирм кроется в экономическом состоянии отрасли. Качество ее продукции не выдерживало критики еще в советские времена, а когда через открытые границы повалил дешевый и модно сшитый импорт, отрасль сдала свои позиции без боя. Какое-то время она держалась за счет качественных материалов, которые умели производить на советских комбинатах, однако разрушительная либеральная политика 90-х и здесь помогла импортерам выдавить отечественного производителя с рынков.
Как же теперь выглядит легкая промышленность в России? Цифры привел директор колледжа Николай Баранов. Трикотаж практически на 100 процентов закупается за рубежом. Доля импортных поставок шерстяных тканей – 85 процентов, синтетических волокон 30-40 процентов. Одежда и обувь на потребительском рынке на 80 процентов представлена импортными моделями. Привязав российскую промышленность к зарубежному сырью, поставщики начали взвинчивать на нее цену. Подарки кончились, наступила расплата за удовольствие. За удовольствие покупать чужое, не ломая голову над тем, как наладить выпуск своего. Так, за последние три года цены на трикотаж выросли в три раза. Не имея собственной сырьевой базы, легкая промышленность стала неконкурентоспособной.
Казалось бы, все эти факты входят в явный диссонанс с работой по профориентации. Но Николай Баранов не приводил бы их в разговоре за «круглым столом», если бы не был уверен в светлом будущем отечественного легпрома. Государственная программа по его развитию до 2020 года наконец-то принята. Одна из основных целей – обеспечение внутреннего производства одежды собственными источниками сырья. На Северном Кавказе планируют наладить производство шерстяных тканей, в Волгоградской области – выращивать лен, в Астраханской – хлопок. Емкость рынка огромная. Спрос на изделия легкой промышленности на втором месте после продуктов питания. Пришло осознание того, какой мощной составляющей в приросте ВВП лишается страна, отдавая прилавки магазинов китайским, турецким и европейским импортерам. Директор колледжа считает, что перед швейниками открываются хорошие перспективы – спрос на их услуги с каждым годом будет повышаться. Но слова сами по себе не очень убедительны для школьников, обдумывающих житье. Им нужны конкретные примеры востребованности и успешности в профессии. И работодатели – ООО «Пять звезд», «Полишвей-Мода», «Фирма Ока-Сервис «Военное ателье», индивидуальные предприниматели постарались такие примеры привести. Вопросы зарплат они поначалу аккуратно обходили стороной, но директор колледжа по глазам своих воспитанниц прочитал их интерес и все-таки надавил на директоров. Суммы приводились в широком диапазоне – от 12 тыс. до 35 тыс. рублей, правда, с оговоркой – «эту плату нужно заработать».
Для девушек-выпускниц эти напоминания были лишними – они просто рвались в бой, забрасывали представителей бизнеса вопросами: как пройти у них стажировку, возможно ли применить на производстве навыки компьютерного моделирования одежды? Порой работодатели не знали, что ответить продвинутым без пяти минут конструкторам-модельерам. Были и замечания. На работу зовут, а дальше ресепшена соискательниц не пускают, говорят – места заняты. Директор того самого предприятия посоветовал приходить лично к нему – он обязательно трудоустроит и все завистливые настроения в коллективе пресечет. Так что польза от «круглого стола» была самая что ни на есть практичная.
Одна из выпускниц спросила, где лучше начинать работу, чтобы быстрее овладеть профессиональными навыками – в небольшом ателье или на поточном производстве. Судя по тому, как представители двух форматов описывали преимущества каждого, можно было заключить – конкуренция за выпускников разворачивается нешуточная. Пожалуй, наиболее полно подготовилась к встрече директор фирмы «Стиляга» Людмила Филиппова. На пожелание одной из учениц «хотелось бы больше практики» она мгновенно отреагировала деловым предложением – принести в колледж готовый крой, нитки и деньги на оплату труда, чтобы девушки могли поработать над конкретными заказами, поступающими в ателье. Будет им и практика, и заработок без отрыва от учебы.
Заместителю министра образования области Дмитрию Бокову новый подход к профориентации понравился:
– Мы провели подобную встречу в Сараевском районе, и сразу стало понятно, какие кадры, на каких условиях нужно готовить для сельского хозяйства в районе. Думаю, что и для швейной отрасли разговор будет полезен.
– Люди в нашей стране любят красиво одеваться – это не только мое наблюдение. Индивидуальность в одежде будет цениться больше и больше, поэтому перспективы у швейных фирм хорошие, – высказала свое мнение председатель некоммерческого партнерства «Рязанская областная палата сферы услуг» Светлана Тябут.
Директор колледжа Николай Баранов предложил выпускникам рассказывать о своих успехах и достижениях на сайте учебного заведения.
– Это нужно не только колледжу, чтобы привлечь учащихся, но и вам, молодым специалистам. Потому что во всех организациях действует принцип: вас не повысят в должности, не переведут на более высокооплачиваемую работу до тех пор, пока не найдут специалиста, готового заменить вас на прежнем месте.
У Баранова свое видение причин успешности: профессию нужно любить и быть ею увлеченным. Тогда и служебный рост не заставит себя ждать.
Правда, этот взгляд немного смещает акценты в выборе профессии. Отталкиваться все-таки нужно от личных способностей и интересов, а не от того, какие специалисты будут востребованы на рынке труда через энное количество лет. Государство обязано обеспечить развитие экономики, предлагающей специальности по широкому спектру направлений, чтобы было из чего выбирать. Задачу по созданию 25 млн. высокотехнологичных рабочих мест никто в стране не отменял. И у сегодняшних выпускников будет возможность спросить у чиновников, как она выполняется.
Дмитрий Соколов